ПОЛОЖЕНИЯ
Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно коммунальному хозяйству
Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов
СОГЛАСОВАНО письмом Федерального горного и промышленного надзора России от 08.07.98 г. № 02-35/745 |
УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 17 августа 1998 г. № 53 |
г. Москва 1998 г.
Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов разработано головным инженерным центром по лифтам России
"ИНЖТЕХЛИФТ" и АО "Русьлифт"
Настоящее Положение разработано в соответствии с письмом Госстроя России и определяет основные требования к организации и проведению работ по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностированию лифтов.
Настоящее Положение вводится в действие
с 1 сентября 1998 г.
Содержание
1. Общие положения |
|
2. Общие требования |
|
3. Организация системы планово-предупредительных ремонтов лифтов |
|
4. Техническое освидетельствование |
|
5. Диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы |
|
6. Приложение 1. Термины и определения |
|
7. Приказ об утверждении Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов |
|
8. Письмо Госгортехнадзора |
|
9. Список организаций и предприятий, внесших изменения и предложения в проект нового ППР |
|
10. Обоснования изменения периодичности осмотров пассажирских лифтов |
|
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов разработано в целях единой концепции обслуживания лифтов в России.
1.2. При разработке настоящего Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, в дальнейшем именуемое Положением, учтены замечания и предложения заводов-изготовителей лифтов, специализированных организаций по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, органов Госгортехнадзора России, инженерных центров и других заинтересованных организаций.
В Положении учтены требования Европейского стандарта EN-81 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов" и рекомендации Европейской лифтовой ассоциации (ЕЕА) "Лифты. Безопасность для пользователей", а также "Рекомендации по техническому обслуживанию лифтов и эскалаторов".
2. Общие требования
2.1. Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов определяет основные требования по организации и проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов с целью обеспечения их исправности и работоспособности при использовании лифта по назначению.
2.2. Настоящее Положение распространяется на лифты, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установленные в жилых зданиях, а также в зданиях и сооружениях социально-культурного, коммунально-бытового и лечебного назначения.
2.3. Организация-владелец лифта должна обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания.
2.4. Организации-владельцы лифтов и специализированные по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностированию лифтов предприятия (далее специализированные по лифтам организации) и инженерные центры по лифтам (далее инженерные центры) в своей работе должны руководствоваться:
– действующим законодательством;
– инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей лифтов;
– ГОСТ 22011-95 “Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Технические условия”;
– ГОСТ 22845-85 “Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации, производства и приемки монтажных работ”;
– “Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов” (ПУБЭЛ);
– руководящими документами (РД) Госгортехнадзора России;
– строительными нормами и правилами (СНиП);
– “Правилами устройства электроустановок ”(ПУЭ);
– “Правилами эксплуатации электроустановок потребителей” и “Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей” (ПЭЭП и ПТБ при ЭЭП);
– правилами и инструкциями по охране труда для рабочих и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов;
– должностными и производственными инструкциями для руководителей и обслуживающего персонала;
– действующими нормативно-техническими документами по вопросам эксплуатации и ремонта лифтов;
– настоящим Положением.
2.5. Для технического обслуживания и ремонта лифтов, установленных в жилом фонде, организации-владельцы лифтов привлекают специализированные по лифтам организации, а при их отсутствии организации-владельцы лифтов осуществляют эксплуатацию и ремонт лифтов в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором России 11 февраля 1992 г.
При этом в договоре должны быть определены обязанности и права сторон с учетом обеспечения содержания лифтов в исправном состоянии и их безопасной эксплуатации.
2.6. Определения основных терминов, примененных в тексте настоящего Положения, приведены в приложении 1.
3. Организация системы планово-
предупредительных ремонтов лифтов
З.1. Система планово-предупредительных ремонтов включает в себя:
– систему технического обслуживания, состоящую из:
периодических осмотров;
текущих ремонтов;
аварийно-технического обслуживания;
– систему восстановления ресурса лифтов, состоящую из:
капитального ремонта (замены);
модернизации.
3.2. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонтов и модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.
3.3. Периодичность и состав работ при техническом обслуживании и ремонте лифтов определяют специализированные по лифтам организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России на соответствующие виды деятельности и разработку эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-95 с учетом выполнения технических требований, установленных эксплуатационной документацией заводов-изготовителей и настоящего Положения.
При техническом обслуживании и ремонте лифтов, осуществляемых организациями-владельцами лифтов, периодичность и состав работ определяются требованиями ПУБЭЛ и эксплуатационной документацией заводов-изготовителей.
3.4. Периодические осмотры.
Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных автоматическим контролем за состоянием электрических контактов безопасности дверей шахты и кабины, проводимые электромехаником, разрешается выполнять ежемесячно и совмещать их с ежемесячным текущим ремонтом (техническим обслуживанием).
Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.
3.5. Текущий ремонт.
Текущий ремонт (техническое обслуживание) обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей.
Текущие ремонты (техническое обслуживание) могут подразделяться на ежемесячные, квартальные, полугодовые и ежегодные.
3.6. Капитальный ремонт.
Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.
3.6.1. Продолжительность циклов между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1. (в годах)
Тип лифта |
Номинальная скорость, м/с |
Периодичность капитального ремонта для лифтов, находящихся в эксплуатации и изготовленных: |
|||
до 1967 |
1968-1976 |
1977-1985 |
1986-1993 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пассажирские |
0,65 |
8 |
– |
– |
– |
0,71 |
– |
8 |
8 |
15 |
|
1,00 |
6 |
6 |
6 |
13 |
|
1,4 |
– |
– |
6 |
10 |
|
2,0; 4,0 |
– |
– |
4 |
6 |
|
Пассажирские для производственных зданий |
0,5 |
– |
– |
5 |
8 |
Больничные |
0,5 |
8 |
8 |
8 |
10 |
Грузовые |
0,18; 0,25 |
4 |
4 |
6 |
10 |
0,5 |
|
|
|
|
Примечание: при разработке и освоении новых моделей лифтов (в т.ч. зарубежного производства) периодичность проведения капитальных ремонтов определяется эксплуатационной документацией заводов-изготовителей.
3.6.2. При плановых капитальных ремонтах работы производятся с заменой и регулировкой узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются работы, входящие в состав текущего ремонта и пуско-наладочные работы.
3.6.3. С целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов:
– электродвигателя главного привода;
– редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
– тормозного устройства;
– электрощита (панели) управления лифтом;
– купе кабины;
– ограничителя скорости;
– створок дверей шахты и кабины;
– пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
– канатоведущего шкива;
– канатов.
При этом работа по замене вышеуказанных узлов не входит в состав технического обслуживания лифта.
3.6.4. Для лифтов, имеющих преждевременный физический и моральный износ оборудования, допускается проведение капитального ремонта лифта по его фактическому состоянию.
В этом случае состав работ по капитальному ремонту (замене) оборудования определяется специалистами инженерного центра и специализированной по лифтам организации.
Сроки выполнения работ согласовываются с организацией-владельцем лифта.
3.7. Модернизация.
3.7.1. Модернизация, как правило, проводится на лифтах, отработавших срок службы. В соответствии с ГОСТ 22011-95 назначенный срок службы лифта составляет 25 лет.
3.7.2. Объем работ, выполняемых при модернизации лифта, определяется в соответствии с РД-10-104-95 "Временное положение о порядке и условии проведения модернизации лифтов", утвержденным Госгортехнадзором России 29 ноября 1995 г.
3.7.3. С целью улучшения эксплуатационных и эстетических показателей лифта по заявке организации-владельца модернизация может быть проведена до истечения срока службы лифта.
В этом случае объем и сроки выполнения работ по модернизации лифта должны быть согласованы с организацией-владельцем лифта в зависимости от его фактического состояния.
3.7.4. Обследование лифта, вышедшего из строя вследствие пожара, вандальных действий или иных форс-мажорных обстоятельств, с целью определения возможности его ремонта, модернизации или замены осуществляется комиссией, образуемой в этих случаях организацией-владельцем лифта.
3.8. Аварийно-техническое обслуживание.
Аварийно-техническое обслуживание – проведение работ по освобождению пассажиров из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.
Работы по аварийно-техническому обслуживанию выполняются в течение согласованного с организацией-владельцем лифта интервалом времени, при этом время освобождения пассажира не должно превышать 30 минут.
4. Техническое освидетельствование
4.1. Оценка содержания лифта в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, производится при техническом освидетельствовании лифта в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.
4.2. Проведение периодического технического освидетельствования лифта осуществляется предприятиями и организациями, имеющими лицензию органов Госгортехнадзора России на право проведения таких работ.
4.3. Периодическое техническое освидетельствование лифта проводится после выполнения ежегодного текущего ремонта.
4.4. При проведении периодического технического освидетельствования специалистами инженерного центра на лифтах, обслуживаемых специализированными предприятиями, присутствие ответственных лиц за эксплуатацию и организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту не обязательно.
5. Диагностическое обследование лифтов,
отработавших нормативный срок службы
5.1. Диагностическое обследовано лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации.
5.2. Обследование технического состояния лифтов, отработавших срок службы, осуществляют организации, имеющие на этот вид деятельности лицензию органов Госгортехнадзора России.
5.3. Руководящим документом при выполнении этих работ является РД-10-72-94 “Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Методические указания по обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы”, утвержденный Госгортехнадзором России 22 июля 1994 г.
5.4. Специалисты, на которых возлагается проведение диагностического обследования, выдают рекомендации экспертной комиссии инженерного центра по замене, модернизации лифта, или ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов в зависимости от их фактического состояния.
5.5 Экспертная комиссия инженерного центра с участием представителей организации владельца лифта и специализированной по лифтам организации определяет срок дальнейшей эксплуатации лифта (при условии выполнения рекомендаций в установленные экспертным заключением сроки).
5.6. При выполнении рекомендаций по замене лифта или его модернизации по РД-10-104-95 (с диагностикой металлоконструкций) срок службы лифта может быть продлен до 25 лет.
При выполнении рекомендаций по ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов, срок службы лифта определяется в зависимости от срока службы замененных узлов, установленного эксплуатационной и ремонтной документацией завода-изготовителя. При этом срок службы лифта может устанавливаться равным периодичности плановых капитальных ремонтов.
Приложение 1
Термины и определения
Текущий ремонт лифта – ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.
Техническое обслуживание лифта – комплекс работ по поддержанию исправности, работоспособности и заданных параметров лифта.
Капитальный ремонт лифта – ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.
Специализированное предприятие по техническому обслуживанию, ремонту лифтов – специализированная по лифтам организация, имеющая в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.
В перечень видов деятельности специализированной по лифтам организации входит комплекс работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов, выполняемых на основании соответствующих лицензий органов Госгортехнадзора России.
Инженерный центр по лифтам – экспертная организация, имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России, в перечень видов деятельности которой входит техническое освидетельствование, диагностирование, экспертное обследование, неразрушающие методы контроля металлоконструкций и другие виды деятельности по лифтам (кроме технического обслуживания и ремонта), имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России.
Эксплуатация лифта – стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
Эксплуатация лифта включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.
Модернизация лифта – это обновление, усовершенствование узлов и деталей, обеспечивающее их новый качественный технический уровень (при сохранении основных параметров: грузоподъемности, скорости и кинематической схемы), и восстанавливающее полный или частичный срок службы лифта.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПРИКАЗ
17 августа 1998 г. № 53
Москва
Об утверждении Положения о системе
планово предупредительных ремонтов лифтов
С целые повышения уровня и качества организации и проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации лифтов ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить разработанное Головным инженерным центром по лифтам в России "Инжтехлифт", АО "Русьлифт" и согласованное Федеральным горным и промышленном надзором России "Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов".
Ввести его в действие с 1 сентября 1998 года.
2. Управлению коммунальной инфраструктуры (В.В.Авдееву) оказывать помощь органам местного самоуправления в вопросах применения "Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов".
3. Поручить Управлению коммунальной инфраструктура (В.В.Авдееву) с участием АО "Русьлифт" обеспечить рассылку указанного документа по заявкам заинтересованных организаций.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 10 ноября 1988 года № 289 ''Об утверждении Положения о системе технического обслуживания и ремонтов лифтов"
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.И.Круглика.
Министр И.А.Южанов
Первому
заместителю
Министра по
земельной
политике,
строительству
и
жилищно-коммунальному
хозяйству
Российской Федерации
Шамузафарову А.Ш.
Рассмотрев представленный проект "Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов", разработанный инженерным центром "Инжтехлифт" и согласованный с заводами-изготовителями лифтов, специализированными организациями, Госгортехнадзор России согласовывает данное "Положение..."
Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России Е.А.Малов
тел. 261-73-24
СПИСОК
организаций и предприятий,
внесших изменения и предложения
в проект нового ППР
1. МГП “Мослифт” – Генеральный директор Николаев В.Б.
2. ОТИС Россия (Москва, С-Петербург, Россия) - Генеральный директор Беллюстин ВА.
3. АО “Русьлифт” – Генеральный директор Тишин ВА.
4. ЗАО “Лифтремонт” – Генеральный директор Топорков С.Н.
5. ЗАО “Подъем” – Генеральный директор Лапшин А.Ю.
6. АО “Карачаровский механический завод” – Генеральный директор Яковенко В.И.
7. АО “Щербинский лифтостроительный завод” – Генеральный директор Ваксман МА..
8. АО “Могилевский лифтостроительный завод” – Главный инженер завода Цимбаревич МА.
9. Акционерная компания “Лифт”, технический комитет России по стандартизации в лифтостроении (ТК-209) – Президент, председатель ТК-209 Лячин ФА.
10. ИКЦ “Инжтехлифт” – Директор Сарвин Г.П.
11. Инженерный центр “НЕТЭЭЛ” – Директор Николаев ЕЛ.
12. Госгортехнадзор России – Первый заместитель начальника Малов ЕА..
13. Московский городской округ ГГТН РФ – Заместитель начальника Товарев Н.Н.
14. Северо-Западный округ ГГТН РФ – Заместитель начальника Стебунов В.И.
15. Центральный промышленный округ ГГТН РФ – Заместитель начальника Ширшов НА.
16. ОАО “Союзлифтмонтаж” – Генеральный директор Волошин Э.М.
17. Уральский лифтостроительный завод – Первый заместитель генерального директора Ярков С.П.
18. ГП ремонтно-строительное управление № 6 Комитета по содержанию жилого фонда С.-Петербурга – Директор Карпов Д.Д.
19. АК “Мослифтмонтаж” – Главный инженер Никитин А.Н.
Обоснования изменения периодичности
осмотров пассажирских лифтов
Одним из основных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства предусматривается повышение качества предоставляемых услуг заказчику и снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Анализ опыта обслуживания лифтов специализированными предприятиями показал, что существующая система планово-предупредительных ремонтов (ППР) не полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня, не учитывает возросшую надежность лифтового оборудования, улучшение качества изготовления, монтажа и повышение квалификации обслуживающего персонала.
Однако в настоящее время отсутствует единая концепция сервиса в России, отвечающая требованиям сложившейся экономической ситуации. В связи с этим возникла необходимость разработки единого положения о планово-предупредительных ремонтах лифтов, которое позволило бы обеспечить решение следующих задач:
1.1. Дальнейшее совершенствование организации работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, включающую в себя:
• разработку новых эффективных методов технического обслуживания;
• усиление контроля за качеством выполнения работ электромеханиками на лифтах,
• повышение роли материальной заинтересованности электромехаников за свой труд;
• совершенствование организации работ на прорабском участке;
• повышение эффективности работы системы аварийно-технического обслуживания лифтов;
• разработку новых форм сбора и анализа заявок;
• новые подходы к разработке различных форм контрактов на техническое обслуживание лифтов;
• создание новых взаимоотношений с заказчиками;
• обучение и повышение квалификации работников всех уровней;
• совершенствование и широкое внедрение диспетчерских систем;
• разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при эксплуатации лифтов.
1.2. Укрепление производственно-технологической базы.
1.3. Модернизацию и замену лифтов. Замену укрупненных узлов лифтов.
1.4. Повышение качества оборудования в соответствии с современными техническими требованиями.
1.5. Охрану труда и технику безопасности. Безопасную и бесперебойную работу лифтов.
Одним из основных направлений при разработке новой системы ППР является пересмотр периодичности осмотров лифтов.
Другим важным направлением, которое необходимо предусмотреть при разработке новой системы ППР, является периодичность и состав текущих и капитальных ремонтов в ежегодном цикле обслуживания лифтов.
Пересмотр периодичности осмотров лифтов обусловлен в первую очередь повышением надежности (долговечности и безопасности) лифтов, находящихся в эксплуатации на территории России.
Лифты, изготовленные лифтостроительными заводами и введенные в эксплуатацию в период 1990-1997 г.г. соответствуют требованиям показателей надежности по ГОСТ 22011-95 "Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия".
При этом, при назначенном сроке службы лифта 25 лет средняя наработка на отказ всех типов лифтов составляет не менее 440 час. машинного времени, что соответствует возникновению отказа не ранее 3,5 месяцев эксплуатации.
Эти показатели качества удалось достичь за счет применения на лифтах современных и надежных микропроцессорных систем управления, освоения лебедок главного привода с повышенным качеством и точностью изготовления червячных пар и антивандальной периферии.
Стабильность показателей качества периодически подтверждается соответствующими видами испытаний, проводимыми комиссиями, составленными из представителей заинтересованных организаций, включая представителей Госгортехнадзора России.
Испытания проводятся на специально оборудованных современными средствами измерений и приборами инструментального контроля стендах-башнях, которые аккредитованы органами Госстандарта России.
Таким образом, все вышеуказанное лифтовое оборудование сертифицировано на соответствие показателям качества Государственных стандартов.
В то же время, как показала подконтрольная эксплуатация лифтов, организованная ЦПКБ по лифтам, лифтостроительными заводами и специализированными предприятиями по техническому обслуживанию лифтов, в течение 1983-89 гг. долговечность и безотказность их работы в последние годы значительно возросла. Так, если в 1976-79 гг. средний ресурс до 1-го капитального ремонта для лифтов со скоростью 0,71 м/сек составлял 11000-12000 часов машинного времени, то к 1984 году это значение возросло до 16000-16500 часов;
для лифтов со скоростью 1,0 м/сек было 7000-8000 часов, стало 12000-54000 часов (для разных заводов). Вероятность безотказной работы, вычисленной с помощью статистических данных по формуле экспоненциального закона распределения отказов P = 1–Ll t, где
l – интенсивность отказов за время – t и пересчитанная для удобства восприятия на наработку между отказами в календарных сутках составила в 1976 г. 25- 30 суток/отказ, а в 1989 г. этот показатель колеблется в пределах 50-60 суток/отказ в целом по лифту.
Если же взять надежность только тех узлов, по которым производятся осмотры лифтов, то она показывает еще более высокие числовые значения (см. табл. № 1 и № 2).
При этом необходимо отметить, что количественная оценка показателей надежности была стабильна в течение всех 6-ти лет подконтрольной эксплуатации, достоверность статистической информации, получаемой для анализа оценивается доверительной вероятностью 0,7–0,8, что является высоким показателем в теории надежности.
К этому следует добавить, что на лифтостроительных заводах и специализированных предприятиях в 70-80 гг. происходил постоянный процесс улучшения конструкций лифтов и лифтовых узлов, разрабатывались и выполнялись мероприятия по повышению надежности лифтов, находящихся в эксплуатации. Особенно это касается автоматического привода дверей, безотказность и долговечность которого возросла в последние годы за счет конструктивных изменений, различных модернизаций систем управления и лифтовых узлов, направленных на повышение безопасности и надежности лифтов (изменение конструкции запирания дверей кабины, автоматический контроль за состоянием контактов безопасности дверей шахты и кабины, невозможность движения кабины с открытыми дверями при возникновении различных неисправностей и т.п.).
В течение отмеченного периода на отечественных лифтах с распашными дверями также проведен и закончен большой комплекс работ по модернизации данных лифтов, что в свою очередь значительно повысило их надежность, долговечность и безопасность в эксплуатации (заменены ненадежно работающие замки с барабанчиковыми контактами, устаревшие станции управления, модернизированы схемы питания тормозных магнитов и систем управления при пробое на "землю", на всех лифтах заменены старые купе кабин с установкой фартучных устройств и т.п.).
Анализ выхода из строя оборудования лифтов с распашными дверями показывает, что наработка на отказ этих лифтов составляет 40-50 суток/отказ.
Как показала практика и проверка на объектах эксплуатации, осмотры на лифтах проводятся не всегда и не в полном объеме, а контроль за их проведением зачастую затруднен, но при этом полностью сохраняются работоспособность, надежность и безопасность лифтов, что подтверждается приведенной статистической отчетностью.
Таким образом, на пассажирских лифтах, находящихся в эксплуатации в России средняя наработка на отказ на один лифт в год составляет 2-3 месяца.
С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным изменить периодичность проведения осмотров лифтов (ст. 12.15 ПУБЭЛ).
При этом, в целях дальнейшего совершенствования организации работ и повышения качества технического обслуживания и ремонта лифтов предлагается при разработке новой системы ППР в разделе “Организация системы технического обслуживания и ремонта лифтов” предусмотреть ежемесячное выполнение текущих ремонтов электромеханиками по лифтам, в состав которых должны быть включены осмотры лифтов.
Председатель ТК-209 Директор
Госстандарта России, Инженерно-консультационного
Президент АК "Лифт" центра "Инжтехлифт"
Ф.А.Лячин Г.П.Сарвин
Таблица 1.
НАДЕЖНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИФТОВ
№ п/п |
Заводы |
Наработка на отказ (сут.) |
Время восстановления (час) |
1. |
ПО “Могалевлифтмаш” |
60,29 |
0,68 |
2. |
Самаркандский Л.З. |
55,66 |
0,69 |
3. |
МОЭЛЗ |
56,11 |
0,66 |
4. |
КМЗ |
60,30 |
0,65 |
Таблица 2.
ОТКАЗЫ НА ЛИФТАХ Г/П 320 КГ И Г/П 500 КГ ЗА 1983-89 ГГ.
№ п/п |
Наименование узлов |
Наработка на отказ (сут.) |
Время восстановления, (сут.) |
на отказ (сут.) |
на отказ (час) |
||
1. |
Балка дверей кабины с установленным оборудование, в т.ч. электрическая часть механическая часть |
|
|
73,3 |
0,79 |
||
98,86 |
1,14 |
||
125,8 |
0,73 |
||
2. |
Привод дверей, в т.ч. |
85,5 |
1,65 |
электрическая часть |
101,0 |
2,72 |
|
механическая часть |
89,7 |
1,42 |
|
3. |
Верхняя балка дверей шахты с установленным на ней оборудованием, в т.ч. |
|
|
|
|
||
63,7 |
0.35 |
||
электрическая часть |
62,8 |
0,27 |
|
механическая часть |
66,2 |
0,31 |
|
4. |
Лебедка, в т.ч. |
189 |
2,58 |
электрическая часть |
172 |
2,13 |
|
механическая часть |
191 |
2,8 |
|
4.1 |
Тормоз |
120 |
|
5. |
Подвижной пол |
720 |
0,25 |